Правила поведения в храме
«Вся же благообразно и по чину да бывают».
1 Кор. 14:40
ОБЩИЕ ПРАВИЛА
-
Церковь – место присутствия Божия и пребывать в ней следует с благоговением и любовью.
-
Подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас.
Одежда
-
Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает.
-
Женщины не должны приходить в Церковь в брюках, в коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта платком, косынкой.
-
Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной и неопрятной одежде.
Поклонение святыням
-
При прикладывании (целовании) к Святому Евангелию, честным мощам и иконам следует в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать по два поклона пред целованием и один после целования святыни.
-
Следует прикладываться к иконам, оставив в стороне объемные сумки.
-
Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша.
-
Затем произнести краткую молитву:
-
Боже, милостив буди мне, грешному (поклон).
-
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон).
-
Создавый мя, Господи, помилуй и спаси мя! (поклон).
-
В ХРАМЕ
Перед богослужением
-
В храм нужно приходить к самому началу богослужения. Если началась служба, стань на определенное место, не разговаривай и не переходи с места на место во время богослужения.
-
Существует благочестивое правило приходить к Литургии натощак, даже если в этот день не причащаются.
-
Войдя в храм, принято прикладываться к “праздничной” иконе, лежащей на аналое посреди церкви и совершать малые поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время не началась служба). До начала службы можно поставить свечи перед тем или иным образом, которые приобретают у входа в “свечном ящике” – это наша малая лепта – жертва Церкви.
-
Не следует проходить между Царскими вратами и аналоем, когда же проходишь перед аналоем – соверши малый поклон, осеняя себя крестным знамением.
-
Опаздывая к началу службы или уходя до ее окончания, человек проявляет неуважение к Таинству. В случае крайней необходимости можно уйти, но только не во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии.
Во время богослужения
Стояние
-
Мужчины, по древнему обычаю, становятся в храме с правой стороны, а женщины с левой. В церкви во время богослужения полагается стоять лицом к алтарю.
-
Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паримий (чтений из Ветхого и Нового Завета на Великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). Но исключения делаются для болящих и особо утомленных.
-
Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых ангелов и святых.
-
Если вы пришли в храм во время Богослужения, лучше воздержаться от того, чтобы, протискиваясь сквозь молящихся, ставить свечи перед иконами. Свеча – жертва Богу, но в данном случае помните, что более угодна другая жертва – «дух сокрушен», смиренное осознание своей греховности перед Господом, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.
-
По возможности, воздержитесь от замечаний, если, конечно, нет явного хулиганства или кощунственного поведения. Нарушающему нормы поведения замечания допустимо делать в деликатной форме, без раздражительности и высокомерного наставления в голосе.
-
Недопустимо хождение по храму во время службы, тем более ведение разговоров.
-
Тем более не следует передвигаться, покупать и ставить свечи, прикладываться к иконам во время важных моментов богослужения:По возможности не следует покидать храм до окончания Богослужения.
-
при выходе священника с кадилом,
-
при чтении Шестопсалмия,
-
при выносе Евангелия и во время его чтения,
-
при пении «Милость мира…» до возгласа священника «В первых помяни…»
-
при пении Символа веры и “Отче наш”,
-
при выносе Святой Чаши (Потира).
-
Дети в храме
-
Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.
Поклоны и Крестное знамение
-
Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние.
-
Перед началом всякого богослужения полагаются три поясных поклона. На всех службах при чтении или пении “Приидите поклонимся…”, при троекратном “Аллилуиа…”, на “Святый Боже…”; на “Буди Имя Господне…”; на “Слава в вышних Богу” и при возгласе священника “Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе” полагается сделать поклон. Только посреди чтения шестопсалмия поклоны не кладутся и не совершается крестное знамение.
-
Осеняй себя крестным знамением и твори поясной поклон когда священнослужитель осеняет присутствующих в церкви крестом, или Евангелием, или Чашей, или святой иконой.
-
При начале чтения или пения Символа веры, чтения Евангелия, Апостола или паримий положено осенять себя крестным знамением без поклона.
-
Когда священник произносит: “Мир всем”, “Благодать Господа нашего Иисуса Христа…”, “Главы ваша Господеви приклоните”; во время чтения Евангелия, каждения, осенения свечами или благословения рукой следует преклонять голову без крестного знамения.
-
Во время открытия Царских врат надо поклониться.
-
Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все крестятся, преклоняя голову, а когда архиерей осеняет молящихся свечами (дикирием и трикирием) или когда священник благословляет рукой, а также когда кадят к предстоящим, то креститься не следует, а только преклонить голову; лишь в святую седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руке, возглашая: «Христос Воскресе!» – все крестятся и восклицают: «Воистину Воскресе!»
-
Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его правую руку или поручень на запястье и не крестятся перед этим.
Земные поклоны
-
Земные поклоны следует совершать по окончании молитвы “Тебе поем”; в конце молитвы “Достойно есть”; в начале молитвы “Отче наш”, при выносе Святых Даров для причащения, при благословении Святыми Дарами; возгласе “Всегда, ныне и присно и во веки веков” и “Богородицу и Матерь света…”
-
Не следует творить земных поклонов и преклонять колена после причащения Святых Тайн и в дни воскресные, великие праздники, а также от Святой Пасхи до Пятидесятницы, от Рождества Христова до Крещения Господня (Святки), так как в эти дни вспоминается наше примирение с Богом.
Святое Причастие
-
Ко Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника (причащаться без исповеди разрешается детям до семи лет). Готовящиеся к Причащению обязательно должны быть накануне на вечернем Богослужении и ничего не есть и не пить, начиная с двенадцати часов ночи.
-
Подходить к Чаше во время Причащения нужно со скрещенными на груди руками – правая поверх левой.
-
Подходи к Чаше с великим благоговением и страхом Божиим и с верою и любовию ко Христу причастись Его Святых Тела и Крови, поцелуй Чашу, но не крестясь и осторожно, чтобы случайно не толкнуть ее, затем отойди к столику запить Причастие теплотой. После Причастия выслушай (или прочитай) со вниманием благодарственные молитвы.
-
По окончании Литургии подойди и приложись ко кресту, который дает верующим священник около алтаря.
ПО ВЫХОДЕ ИЗ ХРАМА
-
Выходя их храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением.
-
Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться после богослужения в благоговейном молчании, с благодарением Богу, с молитвой, чтобы Господь даровал нам до конца нашей жизни всегда посещать Его святую обитель.