«БРАЖНИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» 2015 года

«БРАЖНИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» 2015 года

С 11 по 16 апреля в Санкт-Петербургской консерватории в очередной раз прошел XXXVII международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения», посвященный церковно-певческим традициям Русского Севера. Программа симпозиума включала серию научных заседаний, выставки и концерты. В научной конференции приняли участие известные ученые России и Зарубежья: Н. В. Заболотная (Москва),           Р. Л. Поспелова (Москва), М. П. Рахманова (Москва), Т. Ф. Владышевская (Москва), З. М. Гусейнова (Санкт-Петербург), А. Н. Кручинина (Санкт-Петербург), Н. В. Рамазанова (Санкт-Петербург), Н. П. Парфентьев и Н. В. Парфентьева (Челябинск), Т. Г. Казанцева (Новосибирск), Д. Петрович (Белград, Сербия).

В 2015 году Бражниковские чтения были посвящены 70-летию Великой Победы и христолюбивому русскому воинству. В отличие от прошлых лет, в этом году симпозиум проходил в течении трех, а не пяти дней, с 22 по 24 апреля.

В среду 22 апреля утреннее заседание было посящено церковному пению в эпоху Второй мировой войны. Были озвучены новые факты о жизни М. В. Бражникова, а также вопросы церковного пения на оккупированных территориях и в тылу (г. Киров). Во второй половине дня были традиционные доклады на тему «Рукописные памятники: новые открытия». Наталья Викторовна Мосягина рассказала о своей новой вышедшей книге «Монах Тихон Макарьевский «Ключ разумения»». Вечером был концерт древнерусских песнопений.

В четверг 23 апреля утреннее заседание называлось «Духовные истоки народного подвига (к 70-летию Великой Победы)». Были зачитаны доклады, посвященные святым, так или иначе связанным с воинским подвигом. Во второй половине дня главной темой было «Слово в церковно-певческом искусстве (к проведению Года литературы в России)». Доклады были посвящены сербскому, греческому и партесному пению. Запомнился доклад Дынниковой Ирины Владимировны «Слово в культуре богослужебного пения старообрядцев-часовенных Южной Америки». Были показаны кусочки фильма, снятого на бразильском телевидении о жизни русских старообрядцев в Южной Америке (Аргентине), которые до сих пор бережно сохраняют русскую культуру: свободно разговаривают как по-португальски, так и по-русски, учатся читать по-русски и по-церковнославянски. Любопытно, что чтение по-церковнославянски книг называется у них «читать по-гречески». В 16 часов прошла традиционная выставка рукописных книг в отделе рукописей РНБ, она называлась «Святые защитники Отечества в древнерусском певческом искусстве». Можно было увидеть развороты рукописей, на которых находятся службы святым воинам — защитникам Руси. После выставки прозвучали традиционные выступления музыкальных коллективов «Знамение» и «Ключ разумения».

В пятницу 24 апреля утреннее заседание называлось «Православные святыни и святые в гимнографической традиции русского средневековья», а послеобеденное — «Древнерусская монодия на современном этапе изучения». Прозвучало много студенческих докладов. Запомнилось то, что современные студенты уже имеют гораздо больше возможностей для изучения древнерусского пения, поскольку за последние 20 лет накоплен довольно большой багаж теоретических знаний. То, что еще 10 лет назад было озвучено как возможная теория, из уст студентов звучит уже как непреложный факт. Например, свободно ориентируются в странных пометах, точно знают, в какой фите должен быть спуск, легко систематизируют информацию, описанную в последних статьях по избранной тематике.

После студенческих выступлений прозвучал интересный доклад Григорьевой Вероники Юрьевны о ранних «относительных» пометах. Исследовательница кропотливо собирает и анализирует все необычные ранние пометки в рукописях XVII века. Она выделяет разные категории ранних помет: регистр (в — выше, п — повыше…); форма движения (з — закинуть; к — качка, м — мрачить гласом…); ритмика (с — скоро, б — борзо; д — держи; от — откинь…); вокально-исполнительские (г — гаркни…); компиляционные (о — однако). Хотя рукописи с такими пометами могут быть написаны в одно и то же время, они могут отражать разные этапы формирования помет. В конце прозвучал доклад Герасимовой Ирины Валерьевны «История вокально-инструментальной капеллы Жировицского монастыря в XVIIXVIII веках». Речь шла об использовании музыкальных инструментов в коллективе «Капелла Жировицка» в начале XVIII века.

Участники и гости симпозиума всегда могут узнать что-то новое из докладов коллег и познакомиться с новыми молодыми исследователями.

 

Анна Лукашевич

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *