Новости

«БРАЖНИКОВСКИЕ Ч ТЕНИЯ» 2015 года С 11 по 16 апреля в Санкт-Петербургской консерватории в очередной раз прошел XXXVII международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения», посвященный церковно-певческим традициям Русского Севера. Программа симпозиума включала серию научных заседаний, выставки и концерты. В научной конференции приняли участие известные ученые России и Зарубежья: Н. В. Заболотная (Москва),           Р. Л. Поспелова (Москва), М. П. Рахманова (Москва), Т. Ф. Владышевская (Москва), З. М. Гусейнова (Санкт-Петербург), А. Н. Кручинина (Санкт-Петербург), Н. В. Рамазанова (Санкт-Петербург), Н. П. Парфентьев и Н. В. Парфентьева (Челябинск), Т. Г. Казанцева (Новосибирск), Д. Петрович (Белград, Сербия).

Итоги Бражниковских чтений 2013 года.

С 8 по 11 апреля 2013 года в Санкт-Петербургской консерватории прошел очередной научно-творческий симпозиум, носящий имя основателя современной школы отечественной музыкальной медиевистики, доктора искусствоведения, профессора Максима Викторовича Боражникова. Этот год явился юбилейным годом для кафедры Древнерусского певческого искусства — кафедра в этом году отмечает свое 20-летие. Главная тема чтений этого года — 400-летие династии Романовых.

Открылся симпозиум панихидой памяти трудников, на ниве русского церковного пения просиявших. Такая панихида проходит каждый год перед Бражниковскими чтениями, на ней поминаются распевщики, писцы певческих рукописей, певцы, имена которых остались в истории.

Первый день чтений был посвящен династии Романовых и отечественной музыкальной культуре.

Поскольку симпозиум был посвящен Дому Романовых, многие доклады так или иначе были посвящены царской семье.

Про многолетия в честь царя Михаила Романова рассказали Парфентьевы – Наталия Владимировна и Николай Павлович. В середине XVII века существовал типовой распев демественного многолетия Михаилу Романову, который имел много вариантов, распев в 300 знаков. Усольские мастера в то же время создали собственный уменьшенный распев в 160 знаков, в усольском распеве исключены аненайки, на типовой распев похоже только начало.

Что такое «книжная песня» рассказала Васильева Елена Евгеньевна. Книжная песня – то, что написано, но не поется наизусть, однако живет по тем же законам, что и фольклор. Ростки её можно найти в устных песнях. Докладчица отметила три этапа создания книжной песни:

1)​ Рождение в новоиерусалимской школе, т.е. в монастыре, основанном патр. Никоном, при участиии Алексея Михайловича.

2)​ Песни, связанные в победами русских царей в Полтавской битве, Северной войне.

3)​ Любовная лирика, книжные песни стали пасторальной традицией в XVIII-н. XIX в. В это же время были распространены вертепы, святочные обходы, традиция которых существовала вплоть до н. XX века.

Об особом песнопении, которое посвящено царю Алексею Михайловичу (1645–1676), осмогласнике «Днесь возгреме труба доброгласная», рассказала Герасимова Ирина Валерьевна. Осмогласник, т. е. стихира, распеваемая на все восемь гласов церковного осмогласия, состоит из 2 частей: в первой рассказывается об избрании царя на царство, во второй подчеркивается значение царя, как борца за чистоту веры. В разных списках осмогласника отразилось развитие титула русского царя — «царь всея Руси» (в 1645-1654 годах), «… всея великия и Малыя России» (в 1654-1655 годах), «…всея великия и Малыя и белыя России» (с 1655 года).

О греческих песнопениях, посвященных русским царям, рассказала Шеховцова Ирина Павловна — в частности, о песнопениях, посвященных Петру Великому. Также Ирина Павловна рассказала о том, как зарождалась русская византинистика, как работали, собирали греческие рукописи и песнопения первые русские ученые — Севастьянов, еп. Порфирий (Успенский) Д. В. Разумовский.

Андрей Александрович Алексеев-Борецкий рассказал, кто учил музыке августейших членов семьи Романовых — какие у кого были музыкальные таланты, как проходил выбор преподавателя и инструмента, рассказал несколько занимательных историй.

В докладе Рахмановой Марины Павловны «Архиерей советской эпохи» была затронута тема богослужебного пения в советский период, в частности, рассказ коснулся архиепископа Ярославского Сергия (Ларина). Архиерейские службы РПЦ даже в самые тяжелые для неё годы отличались особой торжественностью и даже театральностью. Интересны выводы, которые делает Марина Павловна. Почему архиепископ стремился к такой торжественности: «поражал пафосом власти, утверждал тем самым высокий образ Церкви». Также возможно особое внимание к авторским композициям связано со стремлением Церкви адаптировать русскую классику – все композиторы – верные сыны Русской Церкви. Кроме того, Церкви были важны дружеские связи с артистами советской эпохи, поэтому Церковь приветствовала их пение на клиросе.

Вечером в понедельник на концерте выступили исполнители из Санкт-Петербурга и Саратова. Исполнители: Ансамбль древнерусской музыки «Знамение» (рук. Татьяна Швец), ансамбль древнерусского певческого искусства «Ключ разуменя» ( рук. – Наталия Мосягина, хор отделения русской традиционной певеской культуры ДМШ им. М. М. Ипполинова-Иванова (рук. Алексей Гвоздецкий), вокальный ансамбль «Посолонь» (рук. Марина Кузнецова), фольклорный ансамбль «Левада» (рук. Марина Кузнецова), ансамбль древнерусского певческого искусства кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова (рук. Анжела Хачаянц).

9 апреля, во вторник, заседания были посвящены певческой книжности и церковному пению Руси (монодия, многоголосье).

На заседании во вторник Рамазанова Наталия Васильевна рассказывала о богато украшенной рисунками старообрядческой рукописи из Нового собрания рукописной книги (НСРК) Российской национальной библиотеки. Рукопись, написанная в 1880 году, оформлена в лучших традициях декорирования певческих книг гуслицкой традиции, миниатюры в рукописи подобны лубку. В музыкальном отношении рукопись представляет собой типовой образец гуслицкой рукописи.

О том, как отразилась книжная справа середины XVII века в певческих Триодях, рассказывала Тутолмина София Николаевна. Доклад был посвящен изменению состава этой певческой книги в процессе реформы русского богослужения при патр. Никоне. Книги до и после реформы различаются по набору песнопений, их месту в певческих последованиях, тексту и особенностям попевок.

Доклад Захарьиной Нины Борисовны был посвящен стихире Успения «Егда преставление пречистаго тела Твоего». Стихира имеет сложную двухчастную структуру, вторая часть в рукописях излагается гораздо сложнее, нежели первая. В этом докладе, который продолжает другие, более ранние сообщения Нины Борисовны об этом песнопении, излагается история 4-голосного демественного распева этой стихиры.

Доклад Зязевой Марии Марковны был посвящен стихире Благовещения «Благовествует Гавриил» в строчном многоголосии. Докладчица сделала обзор источников и особенностей изложения песнопения в рукописях.

Кондрашкова Лада Вадимовна рассказала о «Троестрочии в партесных рукописях». В XVII-XVIII вв существовали партесные обработки путевого распева, которые назывались «путь с прикладом». Существуют партитуры «дискант-альт-тенор-бас», где партия дисканта и альта – это путевой распев, а партия баса – низ. Эти партитуры отличает от классических партесных то, что в партесных рукописях разные ключи для каждой партии, в таких же партитурах везде только альтовый ключ. Партесные рукописи 1-й трети XVIII века — последний этап существования троестрочия. В этих партитурах еще нет классической гармонии. Наличие таких рукописей позволяет предположить сосуществование в одной службе троестрочия и партеса. Репертуар поющихся таким образом песнопений часто совпадает.

Бунова Кристина Владимировна рассказала про аненайку в царском многолетии демественного распева. Кристина Владимировна предполагает, что аненайки включались в песнопения для того, чтобы дать возможность регулировать продолжительность песнопения, а также, чтобы демонстрировать красоту и величавость распева. Докладчица рассказала о том, что аненайка могла иметь мутации. Пример исполнения аненайки с мутациями показала научный руководитель Кристины Владимировны – Мосягина Наталия Викторовна.

Лукашевич Александр Анатольевич рассказал про единственный существующий список путевого троестрочного Ирмология, по рукописи последней четверти XVII века РНБ ОЛДП. Q. 4. Доклад был посвящен доказательству того, что у этой рукописи Ирмология с новым, пореформенным текстом был дониконовский протограф. В ходе обсуждения доклада Захарьина Нина Борисовна предположила, что на примере этой рукописи можно проследить первые попытки и способы перевода троестрочия на новые тексты.

О новых открытых концертах Николая Дилецкого рассказывала Плотникова Наталья Юрьевна.

В 16 часов того же дня в отделе рукописей Российской Национальной Библиотеки открылась выставка «Художественное убранство певческих рукописей древнерусской традиции», также выступил ансамбль древнерусской музыки «Знамение».

В среду заседание проходило в Санкт-Петербургской государственной консерватории, тематика заседаний была «Звучащий мир русской святости», а во второй половине дня «От распятия – к воскресению».

О принципах распевания тропарей канона по образцу ирмоса был доклад Гусейновой Зивар Махмудовны. Рассказ был на примере канона Василию Блаженному.

Про певческую книгу Трезвоны в период правления династии Романовых был доклад Минченковой Надежды Геннадьевны. Книга Трезвоны является преемницой книги «Стихирарь месячный», она также как и Стихирарь фиксирует новые службы, составленные в память новых канонизированных святых.

Про канонизацию святых жен в Русской Церкви был доклад Каплун Татьяны Михайловны. С IX по XX в РПЦ было канонизировано 24 жены, из них только 7 дев, остальные другие. В то время как вообще в христианской церкви чаще всего распространен тип дев-мучениц для канонизации, в РПЦ наиболее распространен тип благоверной княгини. Особенно почитаемой является княгиня Ольга, а также русские княгини очень любили имя Ефросиния, что означает «радость». Интересно, что русский нравственный идеал о котором говорится в составленных песнопениях – отношения с Богом и с мужем, но не материнство.

11 апреля, в четверг, тематика заседаний была: «Древнерусское песнопение XVI-XIX веков», «Отечественная теория музыки XVII века», а также «Русское церковное пение: история и традиции».

Закончились заседания экскурсией в Храм Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге в память 300-детия Дома Романовых.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *