статья

Завершающий этап формирования принципов русского осмогласия в богослужебном пении.

 

Конец 16 – начало 17 века   это эпоха расцвета русского богослужебного пения

—  знаменного распева.

Знаменный распев – исконная  форма русского богослужебного пения, высшее проявление церковного певческого творчества. Богослужебное пение на Руси возникло как знаменное пение, которое звучало на Руси с XI по XVII век повсеместно.  Знаменный распев продолжал существовать на протяжении всей истории русского богослужебного пения и продолжает существовать в наши дни.

 

Богослужебное пение Русской Православной Церкви подчинено строго

определенным правилам церковного устава, которые в свое время были приняты от Греческой Церкви. Основным законом богослужебного пения является система осмогласия, то есть совокупность  восьми гласов.

Византийская музыкальная система осмогласия была связана с особенностями византийского календаря.  Новый год начинался первого сентября, и в каждом из 12 месяцев его были свои праздники, справлявшиеся в неизменяемых датах. Центральным из них являлось Рождество Христово — 25 декабря. Это — неподвижный годовой круг.

Кроме этого существовал еще подвижный годовой круг, связанный с  Пасхой. Все праздники подвижного годового круга (Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица) все время менялись (двигались).

Кроме месяцев, в году исчислялись недели. Счет недель вели от Пасхи. Первая неделя после Пасхи соответствовала 1-му гласу, вторая — 2-му гласу и т.д. Восемь недель составляли «столп». По истечении одного «столпа» недель следовал другой и, таким образом, гимнографические тексты вместе с соответствующими им гласами регулярно повторялись через восемь недель.

Система осмогласия сложилась в Греции в период с  IV по VIII в.в.  Глас представлял собой определенный музыкальный лад. Из нескольких  десятков  ладов, существовавших в Греции, только  восемь использовались в богослужебном пении. 1,2,3 и 4 гласы автентические (главные), а 5,6,7 и 8 плагальные (производные). Таким образом 5 глас- производный от 1, 6 от 2 и.т.д. С.Молчанов – историк церковного пения XIX века, указал на следующие названия древних ладов: фригийский, лидийский, миксолидийский, дорийский, а также ипофригийский, иполидийский, ипомиксолидийский, иподорийский.

Характерный признак гласа-лада – это устойчивые, господствующие звуки, которые проходят через всю мелодию. В греческих нотных книгах этот устойчивый звук указывался мартириями.

В греческих невменных книгах всегда имелось указание того или иного гласа. В греческой системе богослужебного пения, указание гласа было совершенно необходимо, т.к. певец должен был знать в каком ладу петь по безлинейной невменной записи.

Полное свое завершение, как основной закон церковного пения, осмогласие получило в середине VIII века, когда св. Иоанном Дамаскиным был составлен Октоих, в который вошли лучшие песнопения, написанные в различное время песнотворцами.

Недостающее Иоанн Дамаскин дополнил своими собственными творениями и распределил все песнопения на 8 гласов по их содержанию.

Следует отметить, что тексты песнопений  греческие песнотворцы составляли сразу с напевами, а не распевали их отдельно.

Система  осмогласия стала основой не только для Православной церкви, но и для западной Римско-Католической, а также для некоторых неправославных Восточных церквей, однако понятие гласа не оставалось неизменным на протяжении последующих веков.

 

 

Древняя Русь заимствовала из Византии ее календарь и систему осмогласия.

Однако, система богослужебного пения не могла быть полностью заимствована, так как музыкальная культура Руси была совершенно иная. Перед русскими встала проблема создания своего собственного осмогласия. Эта проблема решена была не сразу, а в длительном процессе певческой практики русских мастеров пения. Начало его восходит к XII веку, когда принесенное на Русь певческое искусство, преломляясь через русское народное музыкальное мышление, начало освобождаться от византийского влияния, вырабатывая свои особые самостоятельные черты. Завершение процесса становления русского осмогласия относится к началу XVI века, когда мелодика знаменного распева достигла апогея своего развития.

Практически все песнопения знаменного распева имеют гласовую принадлежность. Исключение составляют небольшое количество внегласовых песнопений, например:  Херувимская песнь, «Единородный Сыне», «Милость мира», величания, причастны и другие.

 

Иногда в одном песнопении могут чередоваться в определенном порядке несколько гласов или все восемь. Такие песнопения называются «осмогласниками», «четверогласниками» и.т.д.

 

В знаменном распеве система осмогласия имеет свои особенности. В отличии от греческого пения основной характеристикой гласа в знаменном распеве является совокупность мелодических оборотов (попевок) на которых и строится целостный распев. В Греции глас это прежде всего – лад.

Каждый глас имеет свои, присущие только ему, попевки и законы их сочетания. Таким образом, он является как бы отдельной мелодической системой, с характерным звучанием и духовным содержанием.

По сложности, количеству попевок и употребляемости в богослужении гласы не равнозначны.

В каждом гласе существуют попевки, характерные только для данного гласа, но имеются и  общие попевки для нескольких отдельных гласов. Много общих попевок имеют 2 и 6 , 1 и 5 гласы.

В знаменном распеве попевочная техника была доведена до высочайших пределов разработанности и поэтому сама идея осмогласия получила наиболее полное и совершенное воплощение.

Следует отметить, что далеко не все песнопения пелись по знаменам (знаменным распевом) они могли петься и н глас, в частности на глас пелись песнопения, которые не имели знаменной нотации.

Если в песнопении  имелось  только указание гласа, то оно  пелось по образцу самогласнов (восьми первых воскресных стихир каждого гласа великой вечерни на «Господи воззвах» малого знаменного распева).

 

Если в песнопении кроме гласа имелось указание подобна, например: глас 4 , подобен “Яко добля” , то такое песнопение пелось по образцу самоподобна.

 

Существовало несколько десятков самоподобнов.

 

С XVIII века, когда практику русского богослужебного пения вошла западно-

европейская гармония, под гласом стали подразумевать только определенный напев, состоящий из нескольких мелодических строк (от 2 до 7), как правило в четырех- голосном изложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глас 1.

Сложилась определенная система напевов, причем не достаточно ясная и произвольная, когда стихиры пелись одним напевом так называемым «стихирным», а  тропари некоторых гласов другим напевом – «тропарным». Существовали также напевы для ирмосов и прокимнов. Возникает вопрос, что это за напевы и каково их происхождение?

С появлением партесного пения древние одноголосные напевы постепенно стали видоизменяться, теряя чистоту и верность. В русском многоголосии основной напев сохранялся только в одном голосе (обычно это альт при тесном расположении голосов), остальные голоса являются гармонизацией напева.

(Когда певцу приходилось петь один голос, то он представляя гармонический напев, неминуемо смешивал основные звуки напева с гармоническими, тем самым видоизменяя напев.)

Преобладание устной традиции обиходного пения способствовала сильному видоизменению напевов. Кроме того, при самой гармонизации музыканты местами изменяли мелодию напева, чтобы она соответствовала  законам гармонии.

Во время богослужения часто не сохранялась целостность характера пения в отношении употребления распевов и богослужение сопровождалось то одним, то другим распевом, в зависимости от желания певцов. Это произвольное употребление различных видоизмененных и гармонизованных распевов образовало особую систему гласового обихода.

В рамках этой системы стихиры 1,2,4,5,6,8 гласов и тропари 2,3,4 гласов поются сокращенным измененным киевским распевом. Стихиры 3 и 7 гласа малым знамен-ным распевом. Тропари 1,3,7 гласов – сокращенным греческим распевом.

Эта система в употреблении распевов привела к неверному заключению, что существуют отдельные гласы: стихирные, тропарные, ирмологические, которые могут совпадать, а могут иметь различные напевы.

Таким образом, от древнего понимания гласа, как лада, гласа, как системы мелодических интонаций мы перешли к современному обиходному пониманию гласа, как определенный напев.

 

Ольга Пенькова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *